Добро пожаловать, приятного прочтения.

А. С. Макаренко. О РОДИТЕЛЬСКОМ АВТОРИТЕТЕ

 

Выдающийся советский педагог Антон Семенович Макаренко широко известен в нашей стране и за рубежом не только как теоретик и практик коммунистического воспитания, но и как писатель, публицист, лектор В 1937 г. им был опубликован цикл «Лекций о воспитании детей», предназначенных для передачи по радио Эти лекции представляют собой конспективное изложение «Книги для родителей». Как и книга, они не только новы по содержанию, но и новаторски по форме, ибо А. С. Макаренко, по мнению исследователей, свойственно умение говорить с родителями и на языке научных понятий, и на языке художественных образов Лекции о воспитании детей в семье предназначались для самой широкой родительской аудитории, что требовало от автора большого искусства в соединении подлинной научности и максимальной популярности изложения. При этом следовало учитывать, что лекция по радио должна быть по возможности краткой А. С Макаренко заботился и о действенности своих выступлений и потому указывал в обращении к радиослушателям: «..К этим беседам, чтобы они принесли пользу, требуется еще добавление широкой активности родителей, мысли и желания наладить дело воспитания в своей семье » Все эти особенности цикла лекций отражены и во второй радиобеседе — «О родительском авторитете», предлагаемой вниманию читателей.

В прошлой лекции мы говорили о том, что советская семья многим отличается от семьи буржуазной. И прежде всего ее отличие заключается в характере родительской власти. Наш отец и наша мать уполномочены обществом воспитать будущего гражданина нашего отечества, они отвечают перед обществом. На этом и основываются их родительская власть и их авторитет в глазах детей.

Однако будет просто неудобно в самой семье перед детьми доказывать родительскую власть постоянной ссылкой на такое общественное полномочие. Воспитание детей начинается с того возраста, когда никакие логические доказательства и предъявление общественных прав вообще невозможны, а между тем без авторитета невозможен воспитатель.

Наконец, самый смысл авторитета в том и заключается, что он не требует никаких доказательств, что он принимается как несомненное достоинство старшего, как его сила и ценность, видимая, так сказать, простым детским глазом.

Отец и мать в глазах ребенка должны иметь этот авторитет. Часто приходится слышать вопрос: что делать с ребенком, если он не слушается? Вот это самое «не слушается» и есть признак того, что родители в его глазах не имеют авторитета.

Откуда берется родительский авторитет, как он организуется?

Те родители, у которых дети «не слушаются», склонны иногда думать, что авторитет дается от природы, что это — особый талант. Если таланта нет, то и поделать ничего нельзя, остается только позавидовать тому, у кого такой талант есть. Эти родители ошибаются. Авторитет может быть организован в каждой семье, и это даже не очень трудное дело.

К сожалению, встречаются родители, которые организуют такой авторитет на ложных основаниях. Они стремятся к тому, чтобы дети их слушались, это составляет их цель. А на самом деле это сшибка. Авторитет и послушание не могут быть целью. Цель может быть только одна: правильное воспитание. Только к этой одной цели и нужно стремиться. Детское послушание может быть только одним из путей к этой цели. Как раз те родители, которые о настоящих целях воспитания не думают, добиваются послушания для самого послушания. Если дети послушны, родителям живется спокойнее. Вот это самое спокойствие и является их настоящей целью. На поверку всегда выходит, что ни спокойствие, ни послушание не сохраняются долго. Авторитет, построенный на ложных основаниях, только на очень короткое время помогает, скоро все разрушается, не остается ни авторитета, ни послушания. Бывает и так, что родители добиваются послушания, но зато все остальные цели воспитания в загоне: вырастают, правда, послушные, но слабые люди.

Есть много сортов такого ложного авторитета. Мы рассмотрим здесь более или менее подробно десяток этих сортов. Надеемся, что после такого рассмотрения легче будет выяснить, каким должен быть авторитет настоящий. Приступим.

Авторитет подавления. Это самый страшный сорт авторитета, хотя и не самый вредный. Больше всего таким авторитетом страдают отцы. Если отец дома всегда рычит, всегда сердит, за каждый пустяк разражается громом, при всяком удобном и неудобном случае хватается за палку или за ремень, на каждый вопрос отвечает грубостью, каждую вину ребенка отмечает наказанием,— то это и есть авторитет подавления. Такой отцовский террор держит в страхе всю семью: не только детей, но и мать Он приносит вред не только потому, что запугивает детей, по и потому, что делает мать нулевым существом, которое способно быть только прислугой. Не нужно доказывать, как вреден такой авторитет.

Оглавление