Добро пожаловать, приятного прочтения.

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ КРАСНОРЕЧИЯ

время которого рассказчик (лектор) демонстрирует, как надо выполнять те или другие трудовые операции.

Лекция-репортаж — публичный рассказ о виденном и узнанном во время экскурсии в другую страну, историческое место, на стройку и т. д.

Лекция-экскурсия — публичный рассказ, сопровождающий осмотр стройки, завода, колхоза, выставки (например, картинной галереи) и т. п.

Лингвистический канал речевого воздействия — собственно языковые средства (слова, речевые такты, предложения, периоды, тексты), с помощью которых передается основное содержание лекции.

Литературный язык — вариант общенародного языка; общенациональный язык, обработанный мастерами (писателями, деятелями науки и искусства, учителями, пропагандистами), отличающийся наличием орфоэпической и грамматической нормы, обслуживающий многообразные культурные потребности народа; литературный язык является языком художественной литературы, печати, науки, школы, государственных учреждений, театра, радио и т. д.

Литота — нарочитое преуменьшение качеств, свойств, количества предметов и явлений, а также утверждение равнозначным ему отрицанием: мальчик-с-палъчик, подожди секундочку; я не сомневаюсь (вместо я убежден) и т. д.

Личность лектора — совокупность индивидуальных качеств оратора (ума, идейной убежденности, эрудиции, дара слова, методического мастерства, этических принципов и т. д.), в значительной степени определяющих реакцию слушателей и воздейственность выступления в целом.

Логическая пауза — значимая пауза, роль которой заключается в правильном членении текста на смысловые куски путем соединения слов в группы (речевые такты) и отъединения групп друг от друга.

Логическое ударение — выделение (усилением голоса или повышением тона) слова или словосочетания как наиболее важного смыслового элемента звучащего предложения.

Лозунг — призыв, в эмоциональной и лаконичной языковой форме определяющий насущную общественную задачу или выражающий похвалу, здравицу, общественное одобрение чего-либо и т. п.: «Мы знаем, что наш призыв к Красной Армии сплотить тесно ряды здесь, чтобы оказаться в состоянии в надлежащую минуту стать на помощь западноевропейским товарищам, найдет живой отклик. Да здравствует Красная Армия, да здравствует международная солидарность рабочих и крестьян!» (Свердлов Я. М.— Ор. рабоч. кл., 357).

Люфт-пауза — то же, что и физиологическая пауза.

Массовая коммуникация — разнообразное по тематике языковое общение, охватывающее широкие массы людей и использующее для этого прессу, радио, телевидение и кино.

Массовость — принцип лекционной пропаганды, предполагающий дифференцированный подход к различным слоям населения, ко всем группам трудящихся, учет их возрастных, образовательных, профессиональных и других социальных особенностей с тем, чтобы охватить пропагандистским воздействием всех трудящихся страны.

Мастерство речи — высокая культура, художественная выразительность, стилистическая точность, доказательность и убедительность речи, возникающие в результате целенаправленной работы оратора в области теории и практики ораторского искусства.

Мелодика речи — понижение и повышение голоса, изменение его тона в процессе говорения.

Метафора — 1) перенесение на один предмет свойств другого предмета, речевое сближение двух явлений по сходству или контрасту: острота ума (ср. острота лезвия), потерять терпение (ср. потерять кошелек); «Не утихает война из-за обоюдного грабежа. В грабительской войне схватились два змея- англо-французский и германский империализм» (Ленин В. И., 37, 28); 2) так как метафора строится на скрытом сравнении (ушная раковина), олицетворении (шепчет листва) и других тропах, то нередко под метафорой понимают всякое иносказание, непрямое, образное выражение понятия.

Методика — общие и частные требования, предъявляемые к лекционной пропаганде, п определяемая этими требованиями система правил и приемов подготовки и чтения лекций.

Методология — принципы и закономерности, служащие основой для разработки методических положений; учение о методах, применяемых в той или иной области научной работы, пропаганды, обучения и т. д.; методологическая база методики лекционной пропаганды в нашей стране — марксистско-ленинское учение о природе и обществе.

Метонимия — замена одного слова другим на основании близости выражаемых ими понятий, смежности обозначаемых предметов: любить Пушкина вместо любить стихи Пушкина.

Мировоззрение — обобщенная система взглядов на мир и место человека в нем,

Оглавление