Добро пожаловать, приятного прочтения.

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ КРАСНОРЕЧИЯ

Историзмы — слова и речевые обороты, обозначающие факты и явления, ушедшие в историю, дума орган государственной власти', боярин, ротмистр, феодал, свинья вид построения войска во время сражения и т. п.

Кальки — слова и обороты речи, построенные по образцу иноязычных выражений, а иногда как буквальный перевод последних: лат. agriculturа — русск. земледелие, нем. im Ganzen und Vollen — русск. целиком и полностью

Каналы речевого воздействия — основные пути, по которым к слушателям поступает информация через звучащую речь; различают два основных канала речевого воздействия: лингвистический и паралингвистический.

Канцеляризмы — слова и речевые обороты, взятые, как правило, из канцелярско-делового стиля, лишенные яркости, индивидуальности, образности, придающие речи сухость и шаблонность: оказать помощь (вместо более уместного в публичной речи помочь), в осенний период времени (вместо осенью)

Кинолекция — публичный рассказ о политических событиях, научных фактах, искусстве и т. д, сопровождаемый демонстрацией фильмов или их фрагментов.

Клаузула — заключительная часть речи или раздела, фрагмента речи, важная для оратора в композиционном и смысловом отношении и специально отработанная им.

Книжная лексика — неспециальные (неузкопрофессиональные) слова, характерные для языка научных исследований, политических документов и других видов работ, имеющих по преимуществу письменную форму:

превалировать, причинность, взаимодействие, существенный, аполитичный и т. п.

Комментарий — композиционно-стилистический прием в лекторской речи, состоящий в разъяснении, истолковании событий и явлений.

Коммунистическое мировоззрение — научно обоснованная, разработанная теоретически и подтвержденная практикой диалектико-материалистическая концепция развития природы и общества, целостная система обобщенных с позиций марксистско-ленинской методологии научных; положений о мире и месте человека в нем.

Компенсаторно-прогностический подход к проблемам — способность предвидеть ход развития событий, а также предотвращать побочные отрицательные последствия действий, решений, экспериментов, которые в целом направлены на достижение положительных, нужных, полезных результатов.

Композиционно-стилистические приемы—разновидности монологического изложения (информация, описание, характеристика, воспоминание и др.), отличающиеся манерой речи, аргументацией, стилистическими средствами и связанные с характером материала и целью выступления, в публичной лекции композиционно-стилистические приемы нередко чередуются, дополняя и обогащая друг друга и создавая общий колорит лекции.

Композиция лекции — реально-речевая структура выступления, в которой отражается соотношение частей лекции по их целевому назначению (зачин, вступление и т. д ), по стилистическим особенностям (повествование, комментарий, информация и т. д.), по объему (вступление, главная часть, заключение), по соотношению теории и конкретных фактов, эмоционального и рационального.

Конкретизация — композиционно-стилистический прием, позволяющий оратору развивать, детализировать, углублять, связывать с практикой ранее высказанные общие положения: «А что такое классы вообще? Это то, что позволяет одной части общества присваивать себе труд другого. Если одна часть общества присваивает себе всю землю, мы имеем классы помещиков и крестьян Если одна часть общества имеет фабрики и заводы, имеет акции и капиталы, а другая работает на этих фабриках, мы имеем классы капиталистов и пролетариев» (Ленин В. И., 41, 310).

Конкретная лексика — слова, обозначающие понятия материального бытия отец, хлеб, дом, работа, читать, зеленый, стройка, вечером

Конкретность речи — качество публичного выступления, отражающее способность оратора рассматривать точные, определенные факты и явления и давать реальные, дельные рекомендации.

Конспект лекции — то же, что и реферат во втором значении.

Контакт со слушателями — отношения между лектором и аудиторией, складывающиеся во время выступления под влиянием объективных и субъективных факторов (темы лекции, времени выступления; мастерства оратора, его эрудиции, авторитета и т.д.) и выражающиеся в степени интереса и внимания слушателей к звучащему слову.

Контаминация — смешение двух, обычно близких по значению или звучанию слов и синтаксических конструкций, ведущее к появлению третьего, чаще всего неправильного: преимущество над противником из превосходство над противником и преимущество перед противником; преднамеренная, стилистически значимая контаминация является разновидностью стилистических фигур, игрой слов орангутангел из органгутанг и ангел (Маяковский В.

Оглавление